Овощеводство открытого грунта в школе





Овощеводство открытого грунта является составной частью пришкольного учебно-опытнического участка и, кроме этого, часто входит в участок ученической производственной бригады. Роль и значение овощных культур особенно повышаются в сельских школах-интернатах, когда овощи составляют необходимую часть системы общественного питания школьников в столовой. На пришкольном участке овощные культуры размещают в учебно-опытническом севообороте, а иногда на специально коллекционном и опытническом участках. Многолетние овощные растения (щавель, ревень, лук-батун, спаржа) размещают на запольном участке севооборота. Возможно предусматривать ежегодный посев семенников с соблюдением пространственной изоляции, отделяющей отдельные сорта для предупреждения перекрестного опыления.

В задачу севооборота и прочих овощных участков входит всестороннее ознакомление школьников с разнообразными видами овощных растений и способами их выращивания и использования. Схема севооборота и его ротация должны соответствовать принятым севооборотам местных овощеводческих хозяйств, а также методическим и агрономическим требованиям учебной программы. Весьма желательно включение в коллекцию новых и редких видов и сортов овощных растений. Следует помнить, что разнообразный набор видов и сортов позволяет создать необходимый фонд для зимних занятий: гербарий, набор зафиксированных и свежих образцов в качестве раздаточного материала. Учитывая эти задачи, так важно предусмотреть наличие в школе хорошо оборудованного подвала с обеспеченным регулированием режима тепла и влаги.

Опытническая работа — важнейшее условие и средство формирования научного мышления, и она активно влияет на профессиональную ориентацию школьников.

Успех опытнической работы — в соблюдении требований методики закладки и проведения опыта, в доступности агротехники опыта. В тематике опытов можно выделить особенно важные темы: фенологические наблюдения с учетом погодных условий, сравнительного изучения различных видов и сортов; агротехнические опыты — влияние на урожай растений сроков посева и посадки, размещения растений, удобрений, поливов, способов регуляции роста, изучение биологических способов борьбы с вредителями и болезнями овощных растений.

На овощных участках должна применяться своевременная технология возделывания культур.