Плодоводство





Плодоводство — одна из важнейших отраслей сельскохозяйственного производства, в задачу которой входит производство плодов и ягод.

Плоды и ягоды, а также виноград используются человеком в свежем и переработанном виде. Отличаясь высокими вкусовыми качествами, они содержат необходимые человеку питательные вещества (в большом количестве сахар, органические кислоты), а также витамины.

Плоды некоторых видов плодовых растений долго, иногда на протяжении всей зимы, сохраняются в свежем виде, не теряя своего вкуса и питательности. Широк круг использования плодов, ягод и винограда в сушеном и переработанном виде.

Плодовые деревья высаживают и как декоративные культуры, используя для озеленения городов, населенных пунктов и дорог.

На территории нашей страны 2–5 тыс. лет назад плодовые растения культивировались в Средней Азии, Закавказье и в Крыму (VII в. до н. э.). Начиная с X в. в Киевской Руси плодоводство стало развиваться в монастырях и на княжеских землях, а также среди оседлого населения. Вокруг центра Киевского государства — города Киева возникло широко развитое садоводство с местными культурными сортами, из которых известны до сего времени из яблонь — Кипарисовка, среди вишен — знаменитая Владимировка (получившая свое название по имени города Владимира, куда она была переправлена).

В дальнейшем возникли сады в Москве и Подмосковье, а также в ряде княжеств средней России.

С XIX в. в связи с развитием капитализма в России плодоводство в некоторых районах стало носить товарный промышленный характер.

За годы Советской власти площади под садами стали быстро расти. Наибольшие площади под садами в РСФСР (около 35%) и на Украине (около 32,5%). Заметно развитие садоводства в Закавказье (9,5%), Средней Азии (8,4%), Молдавии (4,4%), Белоруссии (4,3%).

Продовольственной программой СССР предусмотрено в двенадцатой пятилетке довести среднегодовое производство плодов и ягод до 14—15 млн. т и винограда до 10—11 млн. т.

Нельзя не сказать об учебно-воспитательном значении садоводства в школе, особенно в сельской местности. Плодовый сад на пришкольном учебно-опытном участке играет большую роль как трудовая практическая база для трудового обучения и профессиональной ориентации.

Планом развития народного хозяйства нашей страны предусмотрено дальнейшее развитие садоводства за счет использования передовых приемов агротехники, внедрения ценных сортов и широкой интенсификации производства, а также создания крупных насаждений на промышленной основе.

Большую роль в развитии плодоводства сыграли отечественные ученые. К ним можно отнести основоположника научного садоводства — А. Болотова и крупнейших ученых — М. Рытова, Р. Шредера, Л. Симиренко, В. Пашкевича, Н. Кичунова, П. Шитта, Н. Жучкова, В. Колесникова, А. Негруль. Особое место в создании ценных сортов принадлежит И. В. Мичурину.

В настоящее время большую работу по садоводству по широкой тематике ведут около 100 научных учреждений в разных районах нашей страны.