Опытническая работа школьников в животноводстве. Часть первая





Реформа школы предусматривает введение в учебный процесс производительного труда. В сельской школе это труд в сельскохозяйственном производстве, на животноводческих фермах. Подготовка к работе на ферме ведется при изучении основ животноводства. Во многих школах для этих целей организуют специальные кабинеты животноводства, оснащенные необходимыми учебными и наглядными пособиями, оборудованием для проведения лабораторных занятий, методическими указаниями о постановке опытов с животными.

Практическая работа учащихся по уходу за мелкими сельскохозяйственными животными и молодняком молочного скота имеет важное учебно-воспитательное значение. Наблюдения за животными и постановка несложных опытов воспитывают у школьников пытливость, творческий подход к трудовой деятельности, стремление искать и открывать новое. Наблюдения за жизнью и продуктивностью животных развивают любознательность у учащихся, учат их сравнивать и оценивать результаты опытов, самостоятельно делать выводы.

Проводимые в опытах наблюдения за ростом и развитием молодняка, сопровождаемые учетом прироста, измерениями отдельных статей, определением расхода кормов на получаемую продукцию, и другие практические работы позволяют изучать биологические особенности животных.

В сельских школах опытническую работу организуют как в процессе обучения, так и в порядке кружковой работы. Поэтому учителю биологии необходимо хорошо знать общую методику постановки опытов с животными, а также частные методики опытов с кроликами, птицей и молодняком сельскохозяйственных животных.

Опыты должны быть интересными для учащихся, нужными для хозяйства и по своей постановке не должны нарушать производственный процесс на ферме.

Составление плана опыта начинается с выбора темы и определения названия, которое должно кратко отражать сущность изучаемого вопроса. В обосновании постановки опыта мотивируют целесообразность его проведения с указанием конкретных задач, которые он решает.

Место опыта — обычно ферма или молочная лаборатория. Возможны опыты и на кроликах, разводимых на школьной ферме или кролиководческой ферме колхоза, совхоза.

В разделе плана «Ожидаемые результаты» указывают, что предполагают получить опытники и какое это будет иметь значение для хозяйства или выяснения биологических особенностей животных.

Руководит опытом обычно учитель-биолог или зоотехник хозяйства. В плане указывают также фамилии учащихся, проводящих опыт.

Основной раздел плана составляет методика проведения опыта. Здесь помещают научное обоснование, последовательность проводимой работы и методы обработки полученных результатов с доказательствами их достоверности.

Опыты с животными проводят различными методами. Наиболее наглядный — групповой метод, при котором одна группа должна быть контрольной, а другая или несколько других — опытными. Контрольных и подопытных животных подбирают по принципу аналогов. Это значит, что животные как контрольной, так и опытной групп должны быть одной и той же породы, пола, возраста, живой массы, упитанности и продуктивности. Если для опыта взяты дойные коровы, то как контрольные, так и опытные животные должны быть одного периода лактации и с одинаковым содержанием жира в молоке. Для опыта отбирают здоровых животных нормальной упитанности.

Продолжительность опыта в зависимости от темы должна быть 1–3 месяца.