Опытническая работа школьников в животноводстве. Часть третья





Например, влияние карбамида на продуктивность взрослых жвачных животных изучают, вводя его сначала в рацион опытной группы, а затем, после некоторого перерыва и выравнивания условий, контрольной, которая становится опытной. Результаты, полученные за два периода, должны позволить сделать объективные выводы о влиянии нового кормового фактора на продуктивность и здоровье животных.

Для получения достоверных результатов, пригодных для рекомендации производству, каждый опыт повторяют несколько раз или одновременно ставят в нескольких повторностях в разных хозяйствах (фермах).

При постановке опытов с животными следует иметь в виду последействие, или последующее влияние, изучаемого фактора на организм. Например, в первом периоде изучали влияние на организм животного кормов, богатых каротином. Во втором периоде рацион сменили, но изменений в здоровье, приросте или удоях у животных не наблюдали. Это можно объяснить тем, что витамин А накопился в организме в течение первого периода и продолжал действовать во втором.

При разработке методики опыта следует учитывать, что у молочных коров изменение удоев может произойти не только от изучаемого фактора кормления, но и от месяца лактации. На результаты опыта могут влиять заболевания, беременность, нарушение распорядка дня, грубое обращение с животными и др. Как правило, по окончании первого периода опыта полученные результаты обрабатывают, опытных животных сравнивают с контрольными и при необходимости вносят уточнения в методику.

Закончив проведение опыта, обрабатывают и анализируют полученные результаты, оформляют их в виде отчета по опыту, таблиц, графиков, рисунков, фотографий. После проведения серии опытов (каждый в нескольких повторностях) делают выводы. Учащиеся проводят опыты с разными животными, чаще с кроликами, птицей, телятами, молочными коровами, реже со свиньями и другими животными.

Опыты с кроликами наиболее доступны для школьников. Кролики не требуют больших затрат на содержание, и их можно разводить на небольшой ферме при школе.

На школьной ферме достаточно иметь 6–10 чистопородных самок, 1–2 самцов той же породы и 2—3 самцов других пород. От такого количества производителей можно получать необходимое количество крольчат для проведения опытов.

Перед постановкой опыта учащиеся по учебникам и справочной литературе изучают биологические особенности кроликов, условия их содержания, кормления, а также осваивают технику ухода за животными. Тематика опытов с кроликами может быть самой разнообразной, например «Характеристика пород разводимых кроликов». Для проведения такого опыта берут кроликов двух или трех разных пород: белого или серого великана, белого пухового, советскую шиншиллу, горностаевого, бабочку и др. В предварительный период их содержат в одинаковых выравненных условиях, а затем взвешивают, измеряют, оценивают мех, пух, описывают телосложение, масть и другие признаки. Сравнительные данные отдельно по самкам и самцам оформляют в таблицы и делают заключение о каждой породе.