Опытническая работа школьников в животноводстве. Часть вторая





Все работы, связанные с выполнением опыта, записывают в специальный журнал. У животных, отобранных для опыта, проверяют номера, определяют живую массу. Сформировав группы, в течение нескольких дней подготовительного периода наблюдают за животными в условиях одинакового содержания и кормления.

В день начала опыта каждое животное взвешивают. Эта масса будет исходной для сравнения прироста контрольной и опытной групп. Взвешивают животных утром до кормления два дня подряд. В дальнейшем, в ходе опыта, взвешивают животных раз в месяц (или в две недели). По данным взвешивания вычисляют прирост животных каждой группы за период наблюдения и в среднем в сутки. Удои молока коров учитывают ежедневно.

Методом групп выясняют влияние условий содержания животных эффективность белковых, витаминных, минеральных добавок к основному рациону, установленному для контрольной группы, изучают различные схемы кормления телят, замену цельного молока заменителями и др. Как правило, в одном опыте изучают один вариант кормления или содержания, реже — два.

В опытнической работе с животными метод контрольных и опытных групп удобен тем, что здесь видны результаты воздействия изучаемых факторов на животных опытной группы при сравнении их с группой контрольных животных, на которых изучаемые факторы не действовали.

Для опытов, проводимых школьниками, в каждой группе должно быть не меньше 5 животных. При возможности подбора аналогов опытные и контрольные группы увеличивают до 10—15 голов, что повышает достоверность получаемых результатов.

Опыты с животными проводят и методом периодов. В этом случае подбирают одну группу животных одного возраста, пола, продуктивности, упитанности. В предварительный период (до опыта) их выравнивают за счет одинакового режима содержания, кормления, доения.

В конце предварительного периода животных взвешивают и начинают опыт, во время которого ведут наблюдения за влиянием кормовых добавок, новых кормов и т. д.

По окончании опытного периода, который может продолжаться 10–30 дней, животных взвешивают, подсчитывают количество затраченных кормов и добавок, полученную продукцию. Затем эту же группу животных ставят как контрольных в обычные условия на период, равный по продолжительности опытному. Сопоставление полученных результатов (количество продукции) за опытный и контрольный периоды позволяет установить влияние изучаемого фактора.

Более сложный метод — групп-периодов. При постановке опытов этим методом формируют контрольные и опытные группы и чередуют опытные и контрольные периоды. Здесь на одних и тех же животных изучают влияние дополнительных факторов в разных вариантах. Например, в первом периоде на двух группах, коров изучают влияние больших и средних дач силоса повышенной кислотности на здоровье и молочную продуктивность при дачах поваренной соли и кальция по существующим нормам, а во втором периоде продолжают изучать влияние больших и средних дач силоса повышенной кислотности, но уже при свободном доступе животных к соли-лизунцу и мелу (или при добавках в рацион сахарной свеклы).

Иногда ставят опыты по методу групп-периодов с обратным повторением изучаемых факторов. При этом испытывают влияние изучаемого фактора попеременно на опытной и контрольной группах.