Плодовый питомник в школе





В каждой школе, где на учебно-опытном участке есть плодовый сад, необходимо организовать плодовый питомник. Разносторонняя агротехника и разнообразие видов растений в плодовом питомнике позволяют расширить знания учащихся, показать им возможность управления процессами роста и развития растений.

В школьном питомнике учащиеся могут ознакомиться с особенностями размножения плодово-ягодных пород и поставить разнообразные опыты, получить знания и умения по выращиванию посадочного материала. Питомник целесообразно расположить на территории плодово-ягодного сада, который будет одновременно служить маточным, отводочным и черенковым участком питомника. Он должен иметь небольшой отдел размножения для выращивания вегетативно размножаемых ягодных саженцев и сеянцев-подвоев и школу саженцев. Севообороты этих отделов могут быть с краткой ротацией. Можно рекомендовать такую схему севооборота для школы подвоев и ягодников: 1) подвои, 2) и 3) черенки смородины и винограда первого и второго года, 4) школа земляники, 5) бобовые; для школы саженцев: 1) пар, 2) первое поле питомника, 3) второе поле питомника, 4) третье поле, 5) пропашные культуры.

Размеры питомника должны соответствовать контингенту учащихся. Отдел размножения подвоев может занимать 50–75 м2; отдел формирования — 400–500 м2. При таких размерах можно выпускать ежегодно из питомника около 250 привитых саженцев и 100—150 саженцев смородины и винограда.

Целесообразно закрепить за учащимися основные отделы питомника так, чтобы каждый учащийся смог вырастить в течение четырех лет привитой саженец, проследив за всем производственным циклом.

В школьном питомнике необходимо ведение питомнических записей с учетом показателей для каждого класса, звена и школьника.

Выращивание привитого плодового саженца охватывает длинный период (3–5 лет) и является цепью последовательных технических мероприятий, применяемых к подвою, начиная с его посадки в первое поле и кончая формированием кроны в третьем поле.

Возникает необходимость оценки качества и степени умения в выполнении отдельных приемов агротехники. Поэтому необходим систематический учет всего комплекса агротехники, что возможно при условии учета и записи всех технических операций. Такие записи позволяют объективно оценивать проводимые агроприемы и их эффективность.