Плодовый питомник





Питомник — хозяйство, в котором выращивают саженцы плодовых и ягодных пород для последующей пересадки их в сад.

Значение питомников велико, они обеспечивают закладку новых садов и ремонт старых насаждений. И. В. Мичурин писал, что без правильно организованных питомников немыслимо развитие промышленного и любительского плодоводства.

В селекционных учреждениях питомники необходимы для размножения новых сортов. В учебных заведениях питомники имеют учебно-методическое и опытническое значение и служат задачам производственного обучения и профориентации.

В связи с особенностями размножения плодово-ягодных пород питомник состоит из трех отделов — размножения, формирования и маточных насаждений.

Отдел размножения предназначен для размножения сеянцев-подвоев и укоренения черенков и отводков. Основные участки отдела размножения — школа сеянцев-подвоев, черенковая школа смородины и винограда, школа земляники.

Отдел формирования, или школа саженцев, занимает основное место в питомнике. В школе саженцев формируют привитые плодовые саженцы.

Отдел маточных насаждений включает плодовый сад, из которого берут сортовые черенки для прививки, в южной зоне — плантации вегетативно размножаемых карликовых подвоев, маточные плантации ягодников для получения корнесобственного посадочного материала, подвойно-семенной сад для получения семян, необходимых при выращивании подвоев.

Размеры площадей, занимаемых основными отделами, соответствуют характеру и назначению питомника. В учебных питомниках школ они входят как составные части плодового сада пришкольного учебно-опытного участка.

Для обеспечения хорошего развития саженцев питомники закладывают в благоприятных природных условиях. Большое значение имеет рельеф местности: он должен быть без впадин и других неровностей. Почвы должны отличаться высоким плодородием, иметь мощный и рыхлый почвенный горизонт без близкого стояния грунтовых вод, быть незасоленными и незакисленными.

В крупных производственных питомниках всю площадь разбивают на участки под основные отделы. Участки, занятые сеянцами и саженцами, в частности школу саженцев, делят на кварталы площадью 4–5 га, а каждый квартал на рабочие участки, обычно размером 100×50 м (0,5 га). Полосы между кварталами и по внешним границам питомника и главные дороги обсаживают ветрозащитными лесными насаждениями.

В плодовых питомниках вводят севообороты, чередуя плодовые растения в школе сеянцев с полевыми и овощными культурами. Схемы и ротация севооборотов зависят от почвенно-климатических условий и экономики питомника.

В отделе размножения подвои выращивают в течение одного вегетационного сезона, затем их выкапывают и пересаживают этой же осенью или весной следующего года в отдел формирования. В течение первого, второго, третьего года после проведения прививки у саженца формируют крону. Поэтому в отделе формирования выделяют первое поле (поле окулянтов), где высаженные подвои прививают культурным сортом методом окулировки; второе поле однолеток, в котором из привитой почки формируется однолетний привой — однолетка; третье поле, где формируется крона саженца, после чего сформированный привитый саженец может быть высажен в сад.

В питомниках особое внимание уделяют обработке и удобрению почвы.

В школе сеянцев-подвоев проводят зяблевую вспашку на глубину 30–35 см на черноземных и каштановых почвах и на 20—25 см на подзолистых. В школе саженцев в южной и средней зонах пашут на глубину 35–40 см, что обеспечивает развитие глубокой и мощной корневой системы привитых саженцев. Примерные нормы удобрений под закладку очередного (первого) поля отдела формирования на подзолистых почвах: 60–80 т органических удобрений и по 100—120 кг азота, фосфора, калия на 1 га; на черноземных почвах вносят 30–40 т органических удобрений и по 60—90 кг минеральных удобрений. Системы обработки почвы и удобрений во многом зависят от климатических и почвенных условий и поэтому должны быть дифференцированны для местных природных условий в каждом питомнике.